Варган на небе и под землей

Варган в небе

...не видно ни зги. Всё белое – молоко молоком. Туман обволакивает. Кажется, протяни руку – и её не станет видно. От белизны тревожно. Земля где-то совсем рядом, но насколько близко – непонятно. Только что я видела траву прямо под собой, ещё блестящую от росы, но её уже нет – утонула в тумане. А пахнет лесом, сильно, влажно, пряно – хвоей и мхом. Бор где-то там, впереди. Мы ещё пройдём сквозь него, мазнём по кронам, успев ухватить висящие на последней веточке шишки. Но пока же медленно, очень медленно земля уплывает вниз. Медленно, мягко мы скользим в тумане, как в воде, как в реке. Всплываем со дна. Мы – небесные рыбы, большие киты. И мы идём туда, где маячит солнце. 

Вот туман расступается. Он становится всё менее плотным, расходится, остаются хлопья – и вдруг! – одним махом мы выныриваем выше тумана, выше облаков, и солнце сразу блестит и режет глаза, и воздуха становится много-много, а горизонт расступается – до самого окоёма. От радости выдыхаю шумно, как будто и правда всплыла из-под воды, а над головой отфыркивается, как кит, набирая высоту, наш воздушный шар. «Это называется, макнуть в туман, - с весёлой улыбкой говорит наш пилот, Игорь Вертипрахов. – Ну а теперь достаём варганы!» 

Мне самой до сих пор не верится, что это статья о прошедшем 4-5 августа 2018 г. в Кунгуре фестивале варганной музыки. «Концерт в Ледяной пещере. Подъём на воздушном шаре», - когда я читала всё это в программе, готовясь к поездке в Кунгур, признаться честно, до конца поверить не могла: ну где воздушный шар – и где я? На шаре летают какие-то совсем другие люди, из другой жизни и, возможно, из другой страны, но не у нас, а уж тем более, не варганисты. Хотя я уже видела фотографии на страничке Игоря Вертипрахова, организатора и идейного вдохновителя фестиваля, и знала, что он летает на шаре, однако пока не попала в Кунгур, воспринимала это за сказку. 

Всё и оказалось сказкой. Только такой, в которую можно попасть. И называлась она «Варга».  

Кунгур в облаках

Игорь Вертипрахов – известный человек в своём городе. Когда на второй день фестиваля, в библиотеке им. К.Т. Хлебникова, где у меня проходила творческая встреча, я скажу, что меня в город пригласил именно он, все в зале заметно оживятся и явно начнут относиться ко мне, как к своей. Воздухоплаватель, педагог, Игорь сын не менее знаменитого в Кунгуре Андрея Брониславовича Вертипрахова, в прошлом военного лётчика, который уже много лет занимается воздухоплаванием и ведёт в городе детскую секцию пилотов. Благодаря ему в Кунгуре каждый год проходит большой фестиваль «Небесная ярмарка», куда съезжаются (чуть не написала: слетаются) воздухоплаватели со всей России и из разных стран. 

Встречать увлечённых, энергичных людей, которые занимаются любимым делом, поднимая его с нуля до международного уровня, всегда приятно. Их заряда оптимизма и веры в людей хватает на всех, кто оказался рядом. Но семья Вертипраховых удивительна не только этим: все её члены умеет увлекаться новым, причём делают это серьёзно и с размахом, и в увлечениях этих принимают самое активно участие, помогая друг другу. Уже несколько лет Андрей Брониславович строит под Кунгуром арт-деревню и проводит там фестиваль «Дыхание ветра». Ну, а Игорь два года назад увлёкся варганом, и результат– фестиваль «Варга», проводить который ему помогала вся семья, буквально на ходу подхватывая любовь к варгану. Вот уже младший сын Андрея Брониславовича бегает по фестивальной площадке, получив на свой день рождения первый варган, а сам Андрей, воспользовавшись паузой во время концерта, смело подходит к микрофону и играет на варгане (который, к слову, начал осваивать на днях), артикулируя: «Дорогие друзья, я вас люблю!» Согласитесь, приятно участвовать в мероприятии, один из организаторов которого поступает вот так.  

"Ольхонские ворота" играют под землёй. Фото Эльвиры Вертипраховой

Воздух холодный, но не морозный. Влажный, но не тяжёлый. Первое, что поражает – это отсутствие запахов. Это при входе пахло плесенью, как в погребе. Казалось, вот сейчас за поворотом появятся полки с рядами пыльных банок с вареньем, и ты, как Алиса, будешь искать свою с надписью «Выпей меня». Но запахи исчезли, и осталась только темнота, подсвеченная игрой неярких ламп, причудливые рельефы сводов, сталактиты, сталагмиты – и тишина. Особая, подземная тишина с удивительной акустикой: в гроте Ледяной пещеры каждое слово, негромко произнесённое в любой точке, слышно так, будто его сказали у тебя за спиной. Удивительный эффект оказался удобен для концертов: варган даже без подзвучки звучит одинаково хорошо, где бы ты ни находился, хоть вплотную к исполнителю, хоть на входе в грот. Нет, микрофоны были, но не пригодилась – не хотелось портить естественную акустику пещеры, нарушать её удивительную внутреннюю тишину. Голоса, люди, шорохи. Капли воды по камню. И звук варгана - на удивление органичный здесь, в каменном брюхе земли. Он как будто проникает в суть, позволяет почувствовать что-то сокровенное, потаённое. Хочется играть и играть, прикрыв от софитов глаза…

Пожалуй, это был самый удивительный концерт варганной музыки, на котором мне довелось когда-либо побывать. Хотя все концерты на фестивале «Варга» были запоминающиеся. Первый же вечер поразил импровизационным джемом, прошедшем в Сквере воздухоплавателей. Как известно, для варганистов джем – это важная составляющая жизни сообщества. Без джемов нет общения между музыкантами: поиграв друг с другом пять минут, ты узнаёшь человека лучше, чем поговорив с ним десять. Однако эти мероприятия обычно носят характер сугубо внутри кулуарный. Понять всю прелесть джема можно, только принимая в нём участие, ни в записи, ни стороннему слушателю она не передаётся. Поэтому перед Игорем стояла практически невыполнимая задача – сделать джем открытым мероприятием, частью концертной программы фестиваля, которая базировалась под открытым небом, т.е. слушателями становился любой прохожий. Кому доводилось играть на улице, может представить себе, как сложно захватить внимание такого слушателя – надо играть не просто хорошо и зажигательно, а так, чтобы человек бросил все дела, по которым шёл, и остался тебя слушать. 

Однако Игорю удалось совместить несовместимое – в первую очередь благодаря чудесным приглашённым музыкантам. Соло-гитарист Руслан Шатилов, басист (бас-укулеле) Борис Белов и перкуссионист (кахон) Андрей Тиунов задавали музыкальную тему, легко импровизировали и создавали нужный музыкальный холст, на котором варганисты получали возможность выводить свои вензеля. Музыкальная чуткость позволяла им не превалировать, в нужный момент давать варганистам возможность солировать, потом переключаться на собственные сольные партии, - таким образом, в живом и непринуждённом общении, происходило появление музыки прямо на глазах публики. «Есть зажигалка?» - спросил Руслан Шатилов у Владимира Маркова после концерта, когда, слегка уставшие, но вдохновлённые, музыканты обменивались рукопожатиями и поздравляли друг друга с замечательным концертом. «Да зачем вам, вы сами вон как зажигаете», - пошутил Владимир. 

Михаил Масько и Олег Щипанов - мастера за работой. Фото Эльвиры Вертипраховой
Первая девушка-мастер варганов! Фото Эльвиры Вертипраховой

Второй день был наполнен мастер-классами. Вечером, в течение двух часов мастера Михаил Масько (Ульяновск) и Олег Щипанов (Лысьва) учили делать варган своими руками буквально всех желающих. Мне запомнилась хрупкая пятнадцатилетняя девушка Лена, после мастер-класса показывавшая свой первый, собственноручно собранный варган. Руки при этом, конечно, были не самые чистые – как ни как, работа с металлом. 

А полдня до этого шли обучающие занятия. Приехавшие гости учили варганистов всех уровней: новичков, кто только-только взял инструмент, натаскивал Сергей Королёв из магазина TA-MUSICA.RU; более опытных музыкантов, решивших освоить игру мелодий на обертонах, учила я; те же, кто не только умеет играть, но хочет чего-то потяжелее, попали в руки Владимира Маркова и были поражены, что практически весь мастер-класс прошёл не с варганом, а… с балалайкой. Для наглядности исполнения русских мелодий, так сказать. 

Владимир Зацепин и малая толика его коллекции. Фото Эльвиры Вертипраховой

Кстати, о балалайке: на фестивале был свой рояль в кустах, вернее, даже не рояль, а целая выставка разнообразных музыкальных инструментов от коллекционера и мульти-инструменталиста из Екатеринбурга Владимира Зацепина. Не обозначенная в программе выставка сопровождалась небольшой экскурсией в мир инструментов. Жаль, что это интереснейшее мероприятие прошло так скромно. Надеюсь, в следующий раз оно получит большее освещение в ходе фестиваля и больше времени, чтобы любой желающий смог увидеть, потрогать, позвенеть и погудеть всем, что привёз с собой Владимир – а ведь это только скромная часть коллекции. 

Мастер-класс Максима Тамонова. Фото Эльвиры Вертипраховой

Однако я забыла ещё один мастер-класс, по ритмической игре, который проводил Максим Тамонов из Челябинска. Но о нём стоит говорить особо. Лично для меня Максим стал открытием фестиваля. Увлечённый варганист, интересный музыкант, искренний и энергичный человек, он относится к тем, кто, достигнув результата в своём деле, не останавливается, а ищет разнообразия, изучая новые аспекты. Каждый, кто занимается варганным исполнительством серьёзно, понимает, что вопрос разделения варганной стилистики на «ритмическую» и «мелодическую» - слишком грубый, условный и не отражает, по сути, ничего, кроме приверженности музыканта к тому или иному направлению (транс, фолк, народная музыка и т.д.). Однако эта приверженность обычно настолько сильно влияет на исполнителей, что выйти за пределы стилистической разделённости удаётся не всем. Максим Тамонов стремится к этому. Освоив ритмическую составляющую варгана, идёт дальше, изучая обертональную игру. Благодаря этому сейчас его варганные композиции звучат одновременно и экспрессивно, и душевно, и в старых зарисовках слышится новая стилистика. 

Вообще надо отдать должное фестивалю – он объединил музыкантов совершенно разного направления. Мелодисты, ритмики, трансовики, - так давно не было мероприятия, на котором все эти направления были представлены одинаково и никто не чувствовал бы себя обделённым! С того момента, как варганное движение в России стало оформляться стилистически, появились и предпочтения, которые так или иначе поделили варганистов на группы. Фестивали проводят лидеры направлений и, естественно, отбирают музыкантов по своему предпочтению (тут я, как один из организаторов мероприятий мелодического «блока», говорю и о себе тоже). Но вот «Варга» оказалась выше этих расхождений. 

Ярчайшим образом подчеркнул это исполнительский конкурс, прошедший на второй день: первые места (и только первые!) получили совершенно разные исполнители – Андрей Иванов (Екатеринбург), Роман Склёмин (Березники) и Иван Гнездо (Екатеринбург). И на концерте на одной сцене выступали совершенно разные исполнители: всё тот же Иван Гнездо играл протяжённые трансовые сеты, Максим Тамонов создавал мелодические зарисовки с сильной ритмической базой, Сергей Королёв играл в азиатско-якутской стилистике, Алексей Хорошев из Перми показывал пример ритмической игры ближе к солнечному Раджастану и горной Австрии, ну а мы с Владимиром Марковым что сольно, что в дуэте «Ольхонские ворота» играли норвежские и русские мелодии. И никто не ушёл обиженным.  

Чёткое уральское жюри конкурса исполнителей

Действительно, никто. И зрительского внимания, и общения хватило всем. И даже подарков! Уезжали мы все с чудесными символами фестиваля - стеклянным, выполненным художником-стеклодувом из арт-деревни, и съедобным – Вязовским пряником ручной работы от кунгурской мастерской (правда, не представляю, кто решится съесть такую красоту; я оставила на память).

Символы фестиваля

Но главное, конечно, творческий заряд, звучащие в голове обертоны – и счастье! Ну и надежда – нет, вера, что в следующем году фестиваль состоится снова, станет традицией, и на него приедет ещё больше чудесных варганистов, причём не только из России. Потому что кунгурской душевности и гостеприимства хватит на всех. 

Больше фотографий с фестиваля — в альбоме мероприятия. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded